Контекстная реклама от А до Я. История возникновения контекстной рекламы. Победоносное шествие Яндекс.Директ

Трансформация, или Гопник Артемий Лебедев задает тон игры

Переломный момент для «Яндекса», когда она трансформировалась в отдельную компанию, настал в 2000 году. И разумеется одним из ее главных акционеров стала CompTek, но и компания ru-Net Holdings не осталась в стороне, инвестировав в «Яндекс» более 5000000 долларов, тем самым получив в свое распоряжение третью часть — долю в 35%). Менеджеры «Яндекса» тоже стали акционерами своей компании. Аркадий Волож занял место генерального директора, Елена Колмановская — главного редактора, а Илья Сегалович стал директором по технологиям и разработке.

Контекстная реклама от А до Я

Благодаря инвесторам, Яндекс продолжил активное развитие своих сервисов, а также решил запустить брендовую телерекламу. Важнейшую роль в этом сыграл не кто иной, как молодой, но очень перспективный и предприимчивый веб-дизайнер Артемий Лебедев, студия WebDesign которого создавала логотип и дизайн для поисковой системы Яндекс.

Он сыграл колоритного гопника, вытирающего нос, и спрашивающего у напуганного парня: «Закурить не найдётся?» После чего на экране появлялся легендарный слоган: «Яndex. Найдётся всё!».

Как отстроиться от конкурентов?

Быстрое развитие и рост популярности Интернета, а также стойкое желание малого и среднего бизнеса, у которых имелись веб-сайты, стать узнаваемыми, показываясь на первых страницах поисковой выдачи, получать клиентов на заказы товаров и услуг, и послужили основой для создания контекстной рекламы, ведь как известно, спрос рождает предложение.

Команда Яндекса понимала, что для успеха необходимо добиться максимального соответствия тематике запроса, ведь именно это и выделяет контекстную рекламу от рекламы другого типа. Кроме того, проанализировав то, что раздражало в то время как пользователей, так и рекламодателей — технология флэш, анимация, внезапное открытие рекламных баннеров на всю страницу, всплывающие окна (поп-ап, pop-up), и т.д., пришло понимание того, что этого во что бы то ни стало нужно избежать, иначе удачи не видать.

Смена направления

Контекстная реклама Яндекс.Директ — пилотный сервис поисковой рекламы в Рунет. После того, как спустя год после запуска выручка от нее удвоилась, Аркадий Волож решил пойти еще дальше — заменить систему оплаты рекламы за показы на оплату исключительно за клики, т.е. если рекламу увидели, но не кликнули по ней, а значит перехода на сайт рекламодателя не произошло, то и платить он никому и ничего не должен.

Яндекс.Директ

Вопреки ожиданиям, после такого хода, выручка вместо того, чтобы вырасти еще больше, вдруг резко сократилась. Волож понял, что дело в том, что рекламодатели просто не совсем обдумали предоставленные им возможности, поэтому он стал самостоятельно обзванивать все компании, у которых был веб-сайт, в качестве менеджера продаж компании, предлагая попробовать контекстную рекламу, предварительно от и до объясняя как она работает, и подробно рассказывая про все ее преимущества, иными словами совершал холодные звонки.

Всего через 2 месяца такого подхода доход от контекстной рекламы стал расти в геометрической прогрессии, и уже в 2008 году Яндекс.Директ стал приносить 85% от всей совокупной прибыли Яндекса!

Враг у ворот

Конечно, этот момент не мог остаться незамеченным, и на пороге сразу же появились Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатели Google, которые увидели перспективу, и захотели поглотить Яндекс. Сначала Волож и Сегалович обрадовались подвернувшейся возможности, но после того, как все тщательно обдумали, взвешали все за и против, и пришли к выводу, что вместо слияния им хотят предложить лишь поглощение компании, решили отказаться.

Разумеется Google не отступил от своей цели, решив самостоятельно покорять Россию. Довольно быстро, буквально за пару лет, Google вытеснит Рамблер, и начнет активно давить на Яндекс, отбирая долю на рынке процент за процентом. Начало войны за влияние между Яндексом и Google началось. Яндексу пришлось бороться за российский рынок с известной мировой компанией…

Специалист по контекстной рекламе Юрий Подвигин

Средний балл: 5